Система работы образовательной организации в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся реализуется через следующие средства воспитания:
Виды деятельности |
Формы занятий |
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки (добрые мысли, чувства и поступки): |
|
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов |
изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России |
получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) |
через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», «Основы религиозных культур и светской этики» |
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия |
изучение учебных инвариантных и вариативных предметов |
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков |
беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей |
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности |
игры, опыт совместной деятельности; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе |
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье |
участие в беседах о семье, о родителях и прародителях |
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье |
семейные праздники, выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями |
2. Гражданско-патриотическое воспитание (страна граждан): |
|
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой Гербом, Флагом Российской Федерации |
беседа, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом |
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина |
беседа, экскурсии, просмотр кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин |
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России |
беседа, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсий, изучение основных и вариативных учебных дисциплин |
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников |
беседа, классные часы, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам |
Знакомство с подвигами Российской армии, защитников Отечества |
просмотр учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведение бесед подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; |
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни |
беседа, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников, экскурсии |
ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. |
Посещение музея гимназии, участие во встречах и беседах с выпускниками гимназии |
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию (труд для себя и других). |
|
формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда, и значении творчества в жизни человека и общества |
внеурочные мероприятия |
знакомство с различными видами труда и представителями разных профессий |
Экскурсии, знакомство с профессиями своих родителей (законных представителей) и прародителей, встречи с представителями разных профессий, посещение музея гимназии. |
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности |
сюжетно-ролевые экономические игры, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности |
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду |
презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде |
учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике |
в рамках предмета «Технология», участие в разработке и реализации различных проектов, участие в конкурсах поделок музея гимназии |
приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома |
организация дежурства в классе и гимназии, самообслуживание в столовой |
знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни |
Встречи, беседы, экскурсия в музей гимназии |
4. Воспитание здорового образа жизни (здоровье тела и духа). |
|
приобретение познаний о здоровье, и способах укрепления здоровья |
уроки физической культуры, беседы, просмотра учебных фильмов, встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий; участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья |
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки |
уроки физической культуры, занятия в объединениях дополнительного образования и других внешкольных учреждений, походы, спортивные соревнования, подвижные игры |
представление о режиме дня, санитарно-гигиенических нормах труда и отдыха |
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; |
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания |
беседы, просмотр учебных фильмов |
Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека |
Беседы с педагогами, психологами, врачом, родителями (законными представителями) |
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива гимназии) |
Беседы с педагогами, психологами, врачом, родителями (законными представителями) |
5. Экологическое воспитание (природа наш дом). |
|
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой |
в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов |
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе |
экскурсии, прогулки по родному краю |
получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности |
работа в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д. |
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях. |
Беседы с родителями (законными представителями), психологом |
6. Эстетическое воспитание (красота спасёт мир). |
|
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России |
изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам; |
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами |
изучение вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок |
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; |
Наблюдение, разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; |
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой |
участие в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного |
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества |
уроки художественного труда, участие в художественном оформлении помещений. |
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека; |
Беседы, классные часы. |
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности |
игры, опыт совместной деятельности; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе |
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье |
участие в беседах о семье, о родителях и прародителях |
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье |
семейные праздники, выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями |
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой |
в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов |
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе |
экскурсии, прогулки по родному краю |
получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности |
работа в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д. |
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях. |
Беседы с родителями (законными представителями), психологом |
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России |
изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам; |
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами |
изучение вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок |
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; |
Наблюдение, разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; |
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой |
участие в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного |
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества |
уроки художественного труда, участие в художественном оформлении помещений. |
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека; |
Беседы, классные часы. |
Планируемые результаты освоения образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Школа-интернат среднего общего образования поселка Провидения» представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Их реализация основывается на следующих принципах:
- гуманизации и культуросообразности,
- целостности и вариативности,
- индивидуализации и дифференциации,
- преемственности,
- системности,
- открытости,
- творческой активности личности и основных принципов дидактики.
Достигается следующими средствами обучения:
технологиями организации учебного процесса:
- классно-урочная система;
- предметные кружки, расширяющие культурно-образовательное пространство школы;
- групповые занятия под руководством учителей-предметников;
- самостоятельная работа учащихся.
предметными технологиями:
- технологии развивающего обучения;
- технологии, основанные на индивидуально - дифференцированном подходе к обучению (личностно-ориентированное обучение);
- игровые технологии;
- проблемно-поисковые технологии;
- обучение учащихся методам научно-исследовательской деятельности;
- проектная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- учебные технологии, ориентированные на интеграцию содержания, способов деятельности в обучении;
- здоровьесберегающие технологии.
технологиями внеучебной деятельности:
- технология социального проектирования;
- технологии КТД;
- технологии сотрудничества (кружки, спортивные секции).