Выписка из протокола МО учителей-предметников естественно-математического цикла «Обмен опытом - Освоение и апробация современных образовательных технологий, способов и форм деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»

Педагоги школы постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. В традиционном уроке они используют разные виды деятельности, нестандартные и оригинальные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающие быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников. Творчески работающие учителя используют необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий.

Подтверждением инновационного подхода к педагогической деятельности может служить применение учителями информационных технологий и проведение нестандартных уроков. Использование инновационных технологий на уроках, разнообразного  иллюстративного, аудио-видеоматериалов и технических средств, позволяло интенсифицировать учебный процесс и делать его более увлекательным. Каждый учитель старается создать свою коллекцию цифровых образовательных ресурсов по всем темам образовательной области.

Из выступлений учителй математики по обмену опытом на заседании МО учителей-предметников естественно-математического цикла:

С целью реализации системно–деятельностного подхода в обучении используются  следующие технологии:

- информационные  и коммуникативные технологии;

- технология создания учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

- технология, основанная на реализации проектной деятельности;

- технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

В соответствии с новыми стандартами, необходимо было усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Для достижения этих целей используются задания с практическим содержанием.

На уроках обучающиеся включаются в различные виды деятельности, чем создаются условия для формирования универсальных и специальных учебных действий. Применяются различные средства обучения (текст учебника, презентация, раздаточный материал, карточки-образцы), методы обучения (репродуктивный, беседа, комментированные упражнения, самостоятельные работы, проблемный метод). Используются разнообразные формы обучения (индивидуальная, дифференцированно-групповая, фронтальная), различные виды контроля (зачет, самостоятельная работа контролирующего характера, контрольная работа, математический диктант, тестирование, презентация, проект). Каждый ученик может оценить свои знания по изученной теме, что способствует развитию правильной самооценке.

Уделяется большое внимание самопроверке, обучению тому, как можно найти и исправить ошибку.

Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учениками определяется цель урока, а затем они включаются в открытие новых знаний. Перед началом решения составляется совместный план действий. Дети учатся выражать свои мысли, отстаивать собственное мнение, уважать мнение других.

Так, введение нового материала начинается с учебно-познавательных заданий. В каждом случае последовательность этих заданий (задач, вопросов) представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие.

Организация работы по выполнению таких заданий обеспечивает:
- формирование у обучаемых познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью: наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей;

- формирование коммуникативных УУД: умение участвовать в дискуссиях, сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование регулятивных УУД, таких, как целеполагание, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности, обеспечивается за счет личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, предлагаются задачи и упражнения разного уровня сложности. Задания тематических контрольных работ состоят  также из двух уровней сложности.

Среди наиболее результативных – технология проектной деятельности,  технология коммуникативного обучения, информационно-коммуникационные, а также игровые технологии. Использование данных технологий способствует социализации личности, развивает коммуникативную культуру учащихся, формирует готовность к межкультурному общению, реализует деятельностный подход в обучении. 

 

Технологии, используемые учителями математики и учителями начальных классов на уроках математики и внеурочных занятиях математической направленности

Технология групповой работы

Метод проектов.

Игровые технологии на уроках.

Технология проектной деятельности 

Технология  коммуникативного обучения

Дифференцированное обучение.

Технология с использованием мультимедийных средств обучения

Здоровьесберегающие технологии.

Применение тестовых технологий на уроках.

Компьютерные технологии.

Проблемное обучение. Развивающее обучение.

Технология критического мышления

Лекционно-семинарско-зачетная технология.

Применение элементов укрупнения дидактических единиц.

Интернет-уроки

Виртуальные лаборатории