Фамилия, имя, отчество автора

Сашенькина Светлана Валентиновна

20.08.2001

МБОУ «Школа-интернат среднего общего образования п. Провидения»

Журналистика

 

История одного мастера

Первая

Дата рождения (ДД. ММ. ГГГГ)

Наименование учреждения (организации)

Номинация (Проза/Поэзия/Журналистика)

Тема

Возрастная группа (первая/вторая)

 

Название работы

Мамины уроки

 

Однажды на выставке в музее Берингийского наследия я увидела национальные тапочки. Сшила их Светлана Ивановна Ашкамакина, учительница нашей школы. Национальные тапочки я видела и раньше, но то, что их сшил человек, который работает рядом с нами, меня заинтересовало. Я и сама когда-то училась вышивать бисером у Кашаповой Тамары Петровны, но потом как-то забросила. А тут увидела и вспомнила, захотелось  научиться самой тоже делать такие красивые вещи, как тапочки, ожерелья, розетки. Светлана Ивановна рассказала мне, как она училась национальной вышивке.

Родилась она 13 мая 1962 года в селе Янракыннот. В их семье было 10 человек. Отец, Иван Иванович Ашкамакин, родом из Старого Чаплино. Он был партийным работником и председателем сельского совета, поэтому семья часто переезжала туда, куда направляли отца: Наукан, Лаврентия, Тойгунен. Там, в разных селах Чукотки, рождались братья и сёстры.

Мама Мария Ивановна была науканкой и всю жизнь занималась швейным делом. Работала она в быткомбинате, но и дома не покидала это занятие. Всё детство маленькая Света наблюдала, как мама шила меховую и кожаную одежду для охотников, морзверобоев, как из плотной ткани шила кораль, которым оленеводы обтягивали загон для оленей. С малых лет девочка начала помогать маме и в 5 лет уже сидела за швейной машинкой. Очень нравилось Светлане наблюдать, как мама вышивала стеклярусом — чехословацким бисером — тапочки. Красивые они получались. А еще мама брала мулине, плотная вышивка из которого придавала тапочкам каркасность. Вышивала мама и традиционным способом — подшейным оленьим волосом. Кроме традиционных тапочек, которые сейчас Светлана Ивановна и сама шьет, мама шила еще и науканские — с хлястиком наверху. Поначалу маленькая Света вышивала небольшие рисунки на союзке — передней части тапочек. Постепенно приходило умение, и вот мама уже доверяет ей собирать тапочки — сшивать выкроенные элементы.

— Помню, мама говорила, — рассказывает Светлана Ивановна, — что у каждой мастерицы есть свой рисунок, свой орнамент. Его нельзя передавать другим, а то уйдет от мастерицы дар, желание работать. 

 Когда семья Ашкамакиных переехала в Провидения, Светлана пошла учиться в среднюю школу. В свободное время занималась в Доме пионеров в кружке «Национальная вышивка». Но, как у любого ребенка, увлечений было много, поэтому вышивка как-то незаметно отошла на второй план.

Снова к национальной вышивке Светлана Ивановна вернулась лет в 30, после рождения сына. Времени свободного было много, вот и вспомнились мамины уроки. Тем более, что жила ее семья тогда в Новом Чаплино. А там почти в каждом доме своя мастерица была.

Когда семья переехала из Чаплино в Провидения, Светлана Ивановна пошла работать во вспомогательную школу — преподавать национальный пошив. Там как раз уехали учителя национального пошива: Вера Ивановна Джулай, Любовь Тынатгыргина. Дети в школу приезжали со всей Чукотки. Многие уже умели шить, вышивать, этому они научились у своих бабушек, мам в селах. Очень талантливые девочки были. Шили тапочки, мячи, заготовки для шлепанцев, делали панно с аппликациями из меха, кожи.  

Любовь к декоративно-прикладному искусству Светлана Ивановна пыталась передать и своим сыновьям. Но они выбрали чисто мужские профессии. Старший Александр работает сантехником, младший Максим — курсант Санкт-Петербургского авиационного университета. Правда, было время, когда Максим подростком занимался косторезным делом.

Да и сама Светлана Ивановна как-то одно время тоже увлеклась изготовлением поделок из костей. Вываривала оленьи челюсти, шлифовала, сверлила, обтачивала, а затем соединяла при помощи шпагата — получались маленькие нарты.

Сейчас Светлана Ивановна шьет национальные тапочки, мячи, большие и маленькие, футляры для очков, кошельки, наголовники. Орнамент предпочитает в основном цветочный. Хотя последнее время стала использовать и сюжетные элементы, связанные с животными. В своей работе она применяет разные материалы. Так, при изготовлении серии игольниц работала и с кожей, и с костью и, конечно же, делала вышивку бисером и нитками.

При вышивке заготовок для мяча Светлана Ивановна использует так называемые солярные знаки: круг — символ солнца, ромб — земли, равномерные стежки «помогут» приостановить неприятные моменты в жизни. Красный бисер в сочетании с белым является оберегом для обладателя вышитой поделки, а вышивка или аппликация двух треугольников и круга между ними (символ моржа) придаст хозяину вещи силы.

Иногда мастерица отходит от традиционных орнаментов, использует в своей работе стилизованные узоры. Так, недавно вышила птицу, которая своими крыльями обнимает национальный мяч.   

По словам Светланы Ивановны, вышивание – это очень трудоёмкий труд, требующий терпения, выносливости и, главное, — желания работать. Глядя на поделки Светланы Ивановны: тапочки, розетки, колье, — понимаешь, что такую красоту мог сотворить только человек, влюбленный в свою культуру, в традиции своего народа, человек, который помнит мамины уроки.