Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования поселка Провидения»

Обобщенный речевой портрет

учащегося нашей школы

(сравнительная характеристика

речевого портрета учащихся 8 и 10 классов)

 Исследовательский лингвистический проект

 

Выполнила:

ученица 10 класса

Твердохлеб Наталья Сергеевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа-интернат

среднего общего образования

поселка Провидения»

Мусияка Светлана Ивановна

 

2015г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Теоретические основы изучения речевого портрета в

современной лингвистике …………………………………………………...5 

Факторы, влияющие на языковую личность………………………….…….6

Социальный портрет учащихся-информантов ……………………………..7

Составляющие речевого портрета старшеклассника………………….…...8

Изучение речевого портрета старшеклассников …………………………...9

Заключение ……………………………………………………………………15

Список использованной литературы………………………………………....17

 

 

Актуальность исследования

Современное общество живет в мире с очень широкой и агрессивной средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… Кто посещает социальные сети, тот не мог не поразиться вопиющей безграмотности их посетителей. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, формируется терпимое отношение к «низкой лексике». Многие считают, что главное – «чтобы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Ученые утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. Ведь еще древнегреческий философ Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Слово не воробей: вылетит — не поймаешь! Моя исследовательская работа посвящена описанию и анализу речевого портрета учащихся 8 и 10 классов нашей школы.

Носителями молодёжного языка принято считать школьников, студентов, представителей творческой интеллигенции, молодых специалистов. 

Школьники – возрастная группа, представляющая наибольший интерес. Почему я выбрала именно эту тему?  Потому что сама принадлежу к этой возрастной категории и общаюсь со сверстниками. Школьники быстрее всех подмечают изменения в языке и реагируют на них. Во время обучения в школе происходит развитие языковой личности подростков. Школьники – это будущее. По моему глубокому убеждению, они будут продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем.

Объект исследования — устная речь и материал анкетирования учащихся 8 и 10 классов МБОУ «Ш-ИСОО п. Провидения»

Предмет исследования — особенности постановки ударения и современного лексикона восьмиклассников и десятиклассников

Цель работы описать и проанализировать речевой портрет учащихся восьмого и десятого классов школы с фонетической, словообразовательной и лексической точек зрения.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

— изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;

— изучение понятия «речевой портрет»;

— сбор лингвистического материала;

— анализ и сравнение лексикона современных восьмиклассников и десятиклассников и выявление его особенностей.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение лексического значения слов, метод статистического анализа.

 

Теоретические основы изучения речевого портрета в современной лингвистике

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе (интеллигент, бизнесмен, политик, актер, студент, школьник и пр.)  Вследствие этого в языковедение органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». Понятие речевого портрета групп носителей языка не ново в лингвистике.

В речи каждой социально-возрастной группы реализуется особенный для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ всех этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной социально-возрастной общности, в частности, современных школьников.

В конце XX в. ведущим принципом описания языкового материала стал принцип, основанием для которого послужило стремление изучать язык в тесной связи с человеком.

Под целостным речевым портретом коллективной языковой личности школьника-подростка ученые понимают иерархически организованную структуру, которая включает следующие компоненты:

— Социопсихолингвистический портрет школьника-подростка — социальные, психологические, биологические особенности; личные интересы и увлечения.

— Особенности речевого портрета школьника на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней.

— Особенности речевой субкультуры школьника-подростка — особенности коммуникативного поведения, учет фактора адресата, своеобразие лексики школьного сленга.

 

Факторы, влияющие на языковую личность

Один из основных факторов, влияющих на формирование языковой личности — это условия, в которых ребенок рос. Тип языковой личности родителей оказывает огромное влияние на формирование типа языковой личности детей. Конечно, формирование языковой личности идет всю жизнь, но очень многое закладывается именно в детстве.

Второй фактор — типы языковых личностей учителей и самого процесса обучения в школе.  Степень требовательности учителей и степень прилежания ученика, возможности домашней, школьной библиотеки — все это влияет на формирующуюся языковую личность.

Третий фактор – характер текстов, на которые ориентируется индивид как на образцовые в смысле использования языка. Такие тексты нередко оказываются более действенными факторами, чем обучение: школьники доказывают правильность неправильного ответа или произношения ссылкой на телевидение, родителей, учителей: «А по телевидению говорят ква'ртал, я сам слышал», «Почему звони'т? У нас дома все говорят зво'нит».

Четвертый фактор, оказывающий большое и, пожалуй, основное влияние на формирование языковой личности школьника, — это окружение подростка, степень влияния окружения и его «языковой вкус». Для подростковой среды характерны неформальные отношения, обращение друг к другу на «ты», по прозвищам даже в официальной обстановке, широкое использование жаргонных слов, стремление подражать западному образу жизни и типу общения.

Из внутренних факторов более значимыми являются психологический тип, мобильность, пол и возраст. Школьники 14-15 лет являются мобильными языковыми личностями. Они с легкостью переключаются на общение от других своих занятий, однако также быстро и отвлекаются. К тому же школьников-подростков отличает стремление к общению везде и всегда. Одними из любимых занятий, которые называют школьники, являются разговор по телефону и «тусоваться».

 

Социальный портрет учащихся-информантов

Объектом для создания социолингвистического портрета стала коллективная языковая личность учащихся-подростков (17 учащихся 8 класса и 10 учащихся 10 класса). 

 

Характеристика

8 класс (количество/

процент)

10класс (количество/ процент)

1

Количество уч-ся, принимавших участие в исследовании

17 ( в классе 19)

10 ( в классе 14)

2

Возраст учащихся

13-14 лет

15-16 лет

3

Пол

муж.- 4 (24%)

жен. -13 (76%)

муж.- 3 (30%)

жен. - 7 (70%)

4

Национальность

русские – 8

русские -5

украинка -1

 

эскимосы - 4

эскимосы - 2

чукчи -2

чукчи - 3

эвенка -1

 

осетинка -1

 

5

Русский язык назвали родным

16 (1-украинский)

9 (1- чукотский)

6

Социальный статус родителей

рабочие – 40%

рабочие – 60%

служащие – 35%

служащие – 30%

интеллигенция – 15%

интеллигенция – 10%

Военнослужащие — 10%

 

7

Место рождения

Место рождения — Чукотка — назвали 13 человек. 6 человек определили место рождения: Владикавказ, Армавир Краснодарского края, Днепродзержинск (Украина), Якутск, Коломна, Кемерово.

Место рождения — Чукотка — назвали 8 человек. Двое учащихся в разном возрасте были привезены родителями на Чукотку с Алтая и из Краснодарского края.

 

Составляющие речевого портрета старшеклассника

В широком смысле, культура речи – это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Что подразумевается под словами «речевой портрет образованного человека с развитой речевой культурой». Прежде всего, такой человек не допускает грамматических и речевых ошибок (на письме — орфографических и пунктуационных), говорит свободно и понятно, его интонация богата и выразительна, лексический запас и освоенные грамматические конструкции позволяют точно, правильно, а если необходимо, то и образно передавать свои мысли и чувства в разных ситуациях общения. Такой человек владеет нормами речевого этикета и всеми видами речевой деятельности: хорошо понимает смысл прочитанного или прослушанного текста, умеет вести беседу, он хороший слушатель и рассказчик, свободно и грамотно излагает свою точку зрения в письменной форме. Все эти качества речи позволяют в разных ситуациях общения достигать поставленных задач коммуникации. В узком смысле, культура речи — это область лингвистики, занимающаяся проблемами норм речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. Ученые, занимающиеся исследованиями в этой области науки, рассматривают нормативную сторону речи с разных точек зрения (орфоэпической, лексической, грамматической, стилистической и т.п.) и результаты изучения отражают в многочисленных справочниках и словарях, которыми пользуются люди, стремящиеся повысить речевую культуру и овладеть нормами литературного языка.

 

Изучение речевого портрета учащихся 8 и 10 классов

Анализ собранного лингвистического материала позволил создать речевой портрет старшеклассников МБОУ «Школа-интернат среднего общего образования поселка Провидения», характеризующий коллективные и групповые возрастные особенности речи на следующих языковых уровнях: фонетическом, словообразовательном, лексическом.

Фонетический уровень

Фонетический уровень исследования предполагает многие составляющие. Для анализа фонетического уровня было выбран один из критериев — правильная постановка ударения.  Учащимся-информантам был предложен в печатном виде список 90 слов, где они должны были поставить ударения. 

 Результаты исследования следующие:

Слова

 

% верных ответов

Слова

 

% верных ответов

Слова

 

% верных ответов

 

8 кл.

10 кл.

 

8 кл.

10 кл.

 

8кл.

10кл.

бухгалтеров

24

60

ждала

71

100

кралась

41

50

шарфы

47

40

вовремя

88

100

брала

76

90

положил

88

100

занята

41

70

километр

88

80

досуха

94

100

запертый

94

80

восприняла

18

50

аэропорты

76

90

воссоздала

53

50

положить

76

90

ловкa

53

40

приняли

94

80

добела

18

60

красивее

82

70

отрочество

35

40

оклеить

94

90

договоренность

88

100

партер

65

80

крапива

88

100

вероисповедание

53

50

поделённый

94

100

цемент

94

100

оптовый

24

40

донизу

94

80

залита

24

10

принятый

88

100

ободрена

65

70

избалован

41

60

назвалась

71

70

каталог

71

60

простолюдин

65

50

рвала

76

80

мозаичный

29

40

щавель

41

60

согнутый

82

100

дозвонятся

47

60

арахис

88

100

позвала

59

60

квартал

53

70

черпать

41

30

наверх

100

100

лгала

76

100

столяр

59

70

эксперт

100

100

значимость

82

100

ворота

71

70

ногтя

53

60

красивейший

88

90

кладовая

76

60

одолжит

76

70

принял

82

100

нефтепровод

35

50

понявший

41

50

недуг

65

60

некролог

24

40

сливовый

65

40

гналась

82

60

иксы

18

30

доверху

94

90

ходатайство

47

30

поднятый

76

80

заняла

65

60

перелила

53

80

насорит

35

60

банты

76

50

закупорить

47

20

намерение

94

80

щёлкать

94

100

шофёр

100

100

обеспечение

12

60

давнишний

59

70

взяла

76

90

коклюш

35

20

краны

82

60

поняла

82

100

джинсовый

65

70

звонишь

82

80

жалюзи

53

30

втридорога

71

70

лила

88

100

донельзя

35

20

свекла

82

70

послала

100

100

проживший

82

70

сироты

65

40

Анализ собранного материала показал, что количество учащихся, давших верные ответы, в 10 классе намного выше, чем в 8 классе. Так, все десятиклассники верно поставили ударение в 20 словах, что составляет 22%. У восьмиклассников такой результат составляет всего 2%.

Количество учащихся 10 класса, поставивших правильно ударение в половине и более слов, составило 73 ответа, или 81%.

Количество учащихся 8 класса, давших правильные ответы в аналогичном случае, составило 66 ответов, или 73%.

В процессе исследования отклонения от литературного произношения в области ударения были выявлены как среди учащихся 8 класса, так и среди десятиклассников: шарфЫ, Оптовый, отрОчество, мозАичный, ходатАйство, закупОрить, зАлИта, черпАть, иксЫ, кОклюш.

Словообразовательный уровень

В устной речи учащиеся чаще всего используют слова, имеющие сокращение, «усечение» слов: дэзэ, комп, домашка, телик, фотик.

 

Лексический уровень

Для лексики современных восьмиклассников и десятиклассников характерны просторечие и жаргон (школьный сленг), причем их языковые средства составляют достаточно большой объем всего лексического состава речи учащихся. Не менее яркими особенностями современного школьного лексикона является употребление слов-паразитов.

Старшеклассникам обоих классов были предложены 15 слов разных частей речи из разных областей, предлагалось подобрать к ним синонимы из сленга.

К предложенным словам учащимися 8 и 10 классов были подобраны следующие синонимы:

п.п.

Слова литера--турного языка

Синонимы (сленг)

8 кл.

10 кл.

1

в любом случае

по-любому

по-любому, всяко

2

мобильный телефон

мобила, тэха, тел, сотик

мобила, тел, сотик

3

сбежать

свалить, дернуть

свалить, слинять

4

деньги

бабки, бабосики, бабло, мани, зелень, капуста, лавэ

бабки, монеты, бабло

5

хорошо

клево, окей, круто, норм

окей, круто, крутяк, норм, прикольно

6

нечто хорошее

классное, по кайфу

офигенно, классное

7

очень хорошо

четко, прикольно, зажигательно, офигенно, обалдеть, крутяк

ващеофигенно, клево, супер

8

не хочется, лень

 

влом

9

расслабление, отдых

кайф, расслабон

оттянуться, кайфонуть, отрываться

10

сбежать с занятий

свалить по тихой

свалить

11

плохо соображающий

тупой, дебил, тупорылый, придурок, идиот, тормознутый

тугодум

12

веселиться

угорать, ржать, беситься

отрываться, тусить

13

есть, кушать

хавать, жрать

нямкать,

14

модный парень

гей, классный, красавчик, няшка, крутой чел

стиляга, четкий пацан, классный пацан, красавчик, модняк

15

одежда

шмотки, тряпки

шмотки

Анализ данного лексического материала (синонимов) показал, что обе опрошенные группы (8 и 10 класс) активно используют в своем лексиконе жаргонные слова. Что касается собственно оценочной лексики, то для нее характерно наличие слов с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой.

Также учащиеся обеих групп активно употребляют в своей речи слова, связанные с образовательным процессом, досугом.

Слова сферы школы:

— наименования учителей: физрук, руссич, химичка,  руссичка, историчка;

— наименование учебных предметов: физра, литра, матеша, инглиш;

— наименование других реалий учебного процесса: домашка, дэзэ, халява, слизать домашку, свалил с урока, шпора, контроша, столовка.

Жаргон в сфере досуга: футбич, дискач, туса, гули, мага.

Жаргон в сфере быта:

— одежда, обувь, аксессуары: кроссы, шмотки, шмотье;

— бытовая техника: комп, телек, тека, стиралка, ноут, тэвэ;

— части тела: башка, лапы, ласты, рожа, грабли, фэйс, тыква.

После записи слов-синонимов сленга учащимся было предложено выбрать ответ, который соответствует их речевому портрету: «Я знаю эти слова, но в своей речи не употребляю (или употребляю часто, или употребляю редко)».  Ответ «Я знаю (слышал) эти слова, но в своей речи не употребляю» не дал ни один ученик. Следующие ответы распределились следующим образом: «Редко употребляю» — 59% (8кл.), 50% (10кл.); «Часто употребляю» — 41% (8кл.), 50% (10кл.)

Немалую роль в современном лексиконе школьников занимают так называемые слова – паразиты.  Их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Некоторые ученики  намеренно употребляют такие слова в своей речи. Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое  и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м

На вопрос «Употребляешь ли ты в своей речи слова-паразиты» все учащиеся в обоих классах (100%) дали утвердительный ответ.

Такой результат говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка».

В современном речевом общении (особенно в устном) старшеклассников довольно часто употребляется сниженная (и даже ненормативная) лексика, просторечные выражения.

Анализ ответов об употребление ненормативной лексики показал следующие результаты:  8 класс: «Да» — 65% (76% информантов составляют девушки), «Нет» — 35%. 10 класс: «Да» — 90% (были ответы: «редко», «немного», «когда сорвусь»), «Нет» — 10%.

Большое место в речи учащихся отводится прозвищам сверстников. Анализ записанного лингвистического материала показывает, что прозвища сверстникам учащиеся дают по следующим критериям:

— по имени или фамилии: Томча  (Тамара), Гашиш (Гашенко), Гуря (Гурина), Векша (Вековцева), Артурка (Артур), Ромашка (Романцов), Довганючка (Довганюк), Бильдос (Бильдина), Малыш (Малышенко), Тюнинг (Тюникова), Мамелыч (Мамелин), Твердый Хлеб (Твердохлеб);

— по привычкам, индивидуальным особенностям поведения: Хомяк, Шафрик (в детстве говорил вместо «шарфик»),

— по особенностям внешности: Черный, Шпала, Бумер (в детстве был похож на мальчика с упаковки жевательной резинки «Бумер»), Зуб, Кавказец.

Как видно, преобладают прозвища, данные по имени или фамилии.

Причины «засорения» речи подростки видят в следующем: «не хочу быть, как стадо», «в современном мире молодежь использует такие слова, и ты не хочешь быть, как серая мышь», «мало читают книги», «окружающие употребляют, и это входит в привычку у тебя тоже», «маленький словарный запас», «нехватка слов».

Вместе с   этим на вопрос «Что для тебя интереснее: просмотр ТВ, компьютерные игры, чтение книг, общение с друзьями, быть в Интернете» преобладал ответ «общение с друзьями». Ответ «чтение книг» выбрали лишь по 4 человека в классе, что составило 24% в 8 классе и 40% в 10 классе.

Вопрос о том, как же можно изменить ситуацию в лучшую сторону, что надо делать, чтобы речь подростков не была «засорена» словами-паразитами, ненормативной лексикой, обилием сленговой лексики, вызвал у учащихся затруднения. Сформулировать ответ смогли лишь несколько человек: «Издать закон, что такие слова нельзя употреблять», «Больше читать, развивать свою речь», «Наше поколение уже не изменить, но если начать с детского сада учить вежливому общению, то, возможно, что-то изменится».

Заключение

В ходе проведенного исследования, целью которого было описание и анализ речевого портрета учащихся восьмого (14 лет) и десятого (15-16 лет) классов школы, было рассмотрено понятие «речевой портрет». Также были выявлены основные факторы, влияющие на речь старшеклассников: семья, школа, круг общения, средства массовой информации, миграционные процессы. Очень важные факторы — речь учителей и сам процесс обучения в школе, а также характер текстов, на которые ориентируется человек как на образцовые в смысле использования языка (телевидение, Интернет и др.).

Анализ лингвистического материала позволил создать коллективный речевой портрет учащихся 8 и 10 классов на фонетическом, словообразовательном, лексическом уровнях. Полученные результаты позволяют выделить старшеклассников в особую речевую группу со своим языком – молодежным, школьным сленгом.

В результате исследования и анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  • В своем поведении, в том числе речевом, старшеклассник, как и любой другой человек, как конкретная языковая личность вынужден приспосабливаться к разным групповым требованиям.
  • Учащийся, с одной стороны, является носителем своей индивидуальной формы речи, отражающей его социальное, региональное и национальное происхождение, уровень его образования и культуры. С другой стороны, он является носителем русского литературного языка. Эта двойственность и определяет особенности речевого портрета старшеклассника, а именно использование элементов разных форм русской национальной речи: литературного языка, устной разговорной речи, а также владение школьным сленгом и специальным жаргоном, связанным с учебой и увлечениями.
  • Немалую роль в современном лексиконе старшеклассников занимают слова-паразиты. Они употребляют их в речи тогда, когда не знают, что ответить на поставленный вопрос. 
  • Сравнительный анализ речевого портрета восьмиклассников и десятиклассников на фонетическом уровне показал, что речь учащихся 10 класс более правильная, чем речь учащихся 8 класса.
  • Сравнительный анализ речевого портрета учащихся 8 и 10 классов на лексическом уровне не показал большого различия в употреблении жаргонной лексики, слов-паразитов, ненормативной лексики. Речь учащихся обеих исследуемых групп почти в равной степени «засорена» нелитературной лексикой.

 

Список использованной литературы

  1. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
  2. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004.  - с.4-34 
  3. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
  4. Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. Л.: Лениздат, 1988.
  5. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
  6. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Левикова С. И. Бытие и язык. – Новосибирск:, 2004.
  8. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. –М.: ФПб, 1998