Приложение 4

к приказу МБОУ «Ш-ИСОО п. Провидения»

от 31.08.2016 г. №01-06/112

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы

в МБОУ «Школа-интернат среднего общего образования п. Провидения»

в 2016-2017 учебном году

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

Форма представления

 

I.

    Организационно-управленческие мероприятия

 

 

 

 

1.1

Коррекция и утверждение плана мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в МБОУ «Школа-интернат среднего общего образования п. Провидения»

Руководитель ШМО, зам.директора по УВР

сентябрь

План работы

 

       1.2.

 

 

 

  Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию Концепции преподавания русского языка и литературы:

   разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих  деятельность по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы;

   разработка и утверждение ежегодного плана работы по реализации Концепции;

  разработка и утверждение реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов, направленных на изучение русского языка и литературы;

   разработка и утверждение положений о массовых мероприятиях среди обучающихся и педагогических работников (конкурсы, смотры, фестивали и др.), направленных на развитие преподавания русского языка и литературы;

   разработка и утверждение ежегодного плана работы школьных методических объединений: МО учителей предметов социально-гуманитарного цикла (русского языка и литературы), МО учителей начальных классов;

внесение изменений в план-график повышения квалификации учителей русского языка и литературы с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы

Администрация  школы

Январь-февраль

План работы на 2015-2016 учебный год.

Локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ по реализации Концепции.

Положения о массовых мероприятиях среди обучающихся и педагогических работников (конкурсы, смотры, фестивали и др.), направленных на реализацию Концепции преподавания русского языка и литературы

 

 

II.

       Общесистемные мероприятия

 

 

 

 

 

2.1.

Разработка и выполнение планов подготовки обучающихся к школьному, муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе

Администрация школы, учителя русского языка и литературы

В течение года

Планы подготовки обучающихся

 

 

    2.2.

Организация участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня

Администрация школы, учителя русского языка и литературы

В течение года

Приказы о проведении и итогах конкурсных мероприятий

 

 

2.3.

Организация участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе

Администрация школы, учителя русского языка и литературы

В течение года

Отчет об участии

 

2.4.

 

Организация участия обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях по русскому языку и литературе

Администрация школы, учителя русского языка и литературы

В течение года

Отчет об участии

 

 

2.6.

Активизация работы по реализации  элективных учебных предметов по русскому языку и литературе

Учителя  русского языка и литературы

В течение года

Перечень реализуемых программ элективных учебных предметов, отчет о работе

 

 

2.7.

Организация участия обучающихся  в научно- исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в соответствии с перечнем мероприятий муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Учителя  русского языка и литературы

В течение года

Планы работы научно-исследовательской и проектной деятельности.

 

 

 

2.8.

 Проведение интегрированной предметной декады предметов социально-гуманитарного цикла (русского языка и литературы в том числе)

Учителя предметники, руководитель ШМО

По плану

Справка

 

 

2.9.

 Работа по совершенствованию материально-технической базы школьных кабинетов русского языка и литературы

Администрация школы, учителя русского языка и литературы

В течение года

Отчет об оснащенности школьных кабинетов

 

III.

Методическое сопровождение

 

 

 

 

3.1

  Формирование школьной методической  базы для развития образовательной области «Русский язык», «Литература»

 Руководитель ШМО

 В течение года

 Пакет документов

 

 

3.2

Изучение лучших педагогических практик (технологий и

методик) преподавания русского языка и литературы для

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Руководители  

В течение года

 

3.3

Изучение федерального списка учебников и учебных пособий,

 рекомендованных  к использованию в образовательном процессе; использование в процессе обучения учебников и учебных  пособий из федерального списка, своевременно осуществлять заказ для пополнения библиотечного фонда.

Администрация, учителя, библиотекарь

 

В течение года

 

3.4

  Подготовка материалов для проведения школьного этапа мониторинга, пробных ЕГЭ, ОГЭ

 

Учителя русского языка и литературы, руководитель ШМО

 

В течение учебного года

Материалы для проведения школьного этапа мониторинга, пробных ЕГЭ, ОГЭ

3.5

  Проведение мониторингов качества образования 5-11 классов. Анализ результатов на заседаниях ШМО учителей начальных классов и учителей предметов социально-гуманитарного цикла, разработка комплекса мер с целью повышения качества образования

Учителя русского языка и литературы, руководитель ШМО, зам.директора по УВР

В течение учебного года

 

Отчёты ШМО, справки

 

 

3.6

  Составление тестов, дифференцированных заданий

Учителя  русского языка и литературы, руководитель  ШМО

В течение учебного года

Пополнение методической копилки ШМО

 

3.7

Рассмотрение тематических вопросов на заседаниях ШМО учителей русского языка и литературы:

 

 

 

 

Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе в рамках итоговой аттестации (из опыта работы)

Мусияка С.И.

.

Протокол заседания ШМО

 

Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Организация образовательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС. 

Мусияка С.И

 

Протокол заседания ШМО

 

Проектная деятельность обучающихся на элективных курсах

(Петрова Л.Б.) 

 

Протокол заседания ШМО

 

3.8.

  Заседание ШМО «Преодоление проблем преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой»

  Руководитель ШМО

 сентябрь

Разработка методических рекомендаций  по преемственности преподавания  русского языка и литературы между начальной и основной школой. Протокол заседания ШМО

 

3.7.

   Создание банка печатных и цифровых образовательных ресурсов  по русскому языку и литературе по программам НОО, ООО, СОО.

Учителя русского языка и литературы

В течение учебного года

 

Пополнение методической копилки ШМО

 

3.8.

   Участие учителей русского языка и литературы, руководителей ШМО, администрации в курсовых мероприятиях, семинарах, вебинарах, направленных на повышения качества образования по русскому языку и литературе

Учителя русского языка и литературы,

руководители  ШМО,

администрация

В течение учебного года

Пополнение методической копилки ШМО

 

3.9.

  Изучение учителями русского языка и литературы материалов на тему «Преподавание русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО» и рассмотрение их на заседаниях ШМО.

 Учителя русского языка и литературы, руководитель ШМО

В течение года

  Выступления учителей на заседаниях методического объединения

 

IV.

    Работа с педагогическими кадрами

 

 

 

 

4.1

  Повышение квалификации учителей русского языка и литературы с использованием различных форм: курсы повышения квалификации; аттестация; курсы переподготовки;       учебные и методические семинары; самообразование.

 администрация

 В течение года

План-график

 

4.2.

  Взаимопосещение уроков

   Учителя, 

  руководитель ШМО

  В течение года

обмен опытом, взаимоанализ, самоанализ

 

4.3

   Проведение открытых уроков по русскому языку и литературе

   Учителя русского языка и литературы 

  В течение года

обмен опытом, взаимоанализ, самоанализ

 

4.4.

  Использование эффективных образовательных технологий на уроках  русского языка и литературы

   Учителя  русского языка и литературы,

  руководитель ШМО

  В течение года

Отчёты ШМО,

анализ работы МО

 

 

4.5.

  Организация участия учителей русского языка и литературы в очных, дистанционных конкурсах (по использованию ИКТ; инновационных, методических разработок; публикаций)

  Учителя  русского языка и литературы,

  руководитель ШМО

  В течение года

  Отчет об участии

 

4.6.

 Организация участия учителей в конкурсе «Учитель года», акциях «Тотальный диктант», «Этнографический диктант»

  Администрация

  По плану

 

 

4.7.

  Повышение уровня педагогической компетентности учителей русского языка и литературы. Обобщение и распространение опыта:

  1) через профессиональные сообщества;

  2) Интернет-сообщества;

  3) участие в семинарах различного уровня.

 Администрация, руководитель ШМО, учителя русского языка и литературы

  В течение года

  План работы ШМО, протоколы заседаний

 

V.

   Работа с учащимися

 

 

 

 

5.1.

   Проведение внеурочных мероприятий с целью повышения мотивации к предмету

 Учителя   русского языка и литературы

 По плану   ШМО

Отчёт ШМО

 

 

5.2.

  Организация участия учащихся в школьном, муниципальном, региональном и  заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

 Разработка индивидуальных программ подготовки учащихся

  Учителя   русского языка и литературы

 

В течение учебного года

Программы подготовки учащихся к участию в этапах всероссийской олимпиады

 

5.3.

  Организация участия учащихся во всероссийских заочных  олимпиадах, конкурсах

  Учителя  русского языка и литературы

В течение учебного года

Отчёт ШМО

 

2.5.

 

Организация участия педагогов и обучающихся в школьной учебно-исследовательской конференции «Хочу все знать» (1-4 классы) и «Шаг в науку» (5-11 классы)

Администрация школы, учителя

В течение года

Отчет о проведении

 

 

Проведение школьного этапа Всероссийского конкурса «Живая классика»

  Учителя  русского языка и литературы

Апрель

Отчёт ШМО

 

 

Организация участия учащихся в мероприятиях, посвящённых Дню русского языка, Всероссийских акциях: «День словаря»,  «Тотальный диктант», «Этнографический диктант», «Пушкинский диктант».

Администрация школы, учителя

В течение года

Отчет о проведении

 

 

Организация участия учащихся в ежегодных муниципальных конкурсах:

чтецов — «Литературная беседка», «Живая классика», «Мы славим Победу»;

сочинений — «Северный калейдоскоп», «Про-видения»

Администрация школы, учителя

В течение года

Отчет о проведении

 

 

Организация участия учащихся в ежегодных региональных  конкурсах: «Северный край», «Керековские чтения»

Администрация школы, учителя

В течение года

Отчет о проведении

 

5.4.

  Развитие подготовки учащихся   по русскому языку и литературе на элективных курсах (5-11 кл.)

   Учителя  русского языка и литературы

 

В течение учебного года

Программы  элективных курсов

 

 

5.7.

 Проведение пробных экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ на школьном и муниципальном уровнях

 Администрация, руководитель ШМО

В течение учебного года

  Анализ диагностики

 

5.8

  Организация и проведение занятий по подготовке к  ОГЭ, ЕГЭ

     Администрация

В течение учебного года

 

 

5.9

 Проведение входящего, промежуточного и итогового контроля знаний по русскому языку

    Учителя русского языка и литературы, руководитель ШМО

В течение учебного года

  Анализ результатов

 

5.11.

  Проведение контрольных срезов знаний по русскому языку и литературе;

Участие во всероссийских проверочных работах по русскому языку;

Участие в Национальном исследовании качества образования (НИКО)

    Руководитель ШМО, зам.директора по УВР

В течение учебного года

Ежегодно

 

 

  Анализ результатов

 

5.10.

Выявление обучающихся, имеющих трудности в обучении по русскому языку, оказание им своевременной помощи, в том числе психологической поддержки

     Психолог

В течение учебного года

  Отчет

 

5.5.

   Организация работы со слабоуспевающими учащимися

(индивидуальные  групповые занятия)

  Учителя русского языка и литературы

 

В течение учебного года

Разработка карты наблюдения за работой  неуспевающего учащегося.

 

5.12.

 Составление и своевременная корректировка планов индивидуальной работы с одаренными детьми

    Учителя русского языка и литературы, руководитель ШМО

В течение учебного года

  План работы

 

VI.

  Работа с родителями

 

 

 

 

6.1.

  Посещение родительских собраний, информирование родителей об организации работы по повышению качества образования по русскому языку и литературе

  Учителя русского языка и литературы, зам. директора по УВР

  по плану - графику

  Протоколы родительских собраний

 

6.2.

  Индивидуальные собеседования, консультирование родителей учащихся

Учителя русского языка и литературы, зам. директора по УВР

 

 

 

VII.

  Информационное обеспечение

 

 

 

 

7.1.

  Создание тематического раздела по вопросам реализации Концепции преподавания русского языка и литературы на официальном сайте ОО

  Администрация школы

  В течение учебного года

 Тематический раздел сайта

 

7.2.

 Анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку

 Администрация школы, руководители РМО

 Июнь -август

  отчет

 

7.3

  Организация обсуждения результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе в рамках методического объединения учителей русского языка и литературы

 Учителя русского языка и литературы, руководитель ШМО

 Август - сентябрь

 Протокол заседания методического объединения